Проблемы малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Для выполнения этих целей, используются:

  • Имущество;
  • Нематериальные активы;
  • Труд.

Всё это предприниматель может как вложить, так и привлечь со стороны.

Не существует никаких гарантий, что затраченные средства окупятся, а произведённое будет продано с прибылью. Это приводит к огромному риску потерять часть имущества или, что ещё хуже, всё имущество, попросту говоря обанкротиться.

В большинстве стран мира, чтобы стать предпринимателем, требуется официальная регистрация, где эта процедура не совпадает в разных странах мира. Согласно законодательству Российской Федерации, предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом, т.е. индивидуальным предпринимателем, после их регистрации в установленном законом порядке.

В русском языке слово «предпринимательство» и «бизнес» носят синонимичный характер, но иногда имеют разный смысл. Обратимся к последнему: « Бизнес (англ.Business –  «дело» или «промысел») – 1)Деятельность, направленная на получение прибыли; 2)Это любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.

Изучение данной информации, привело нас к выводу, что малое предпринимательство (малый) бизнес – предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм иили малых предприятий, формально не входящих в объединения. Это наиболее общее определение, которое можно найти во многих источниках как интернет – ресурсов, так и  в письменных формах. Данное определение даёт максимальный объём информации и не вызывающее затруднений в понимании, также оно подходит и к среднему бизнесу.

Назревает вопрос: «В чём же отличия малого бизнеса от среднего, если они подходят под одно определение?» Данный вопрос полностью освещён в следующих разграничениях:

  1. Численности персонала. В малом бизнесе, на предприятии работает от 16 до 100 человек, на среднем от 101 до 250. От 1 до 15 человек относят к микропредприятиям. Их тоже можно отнести к малому бизнесу;
  2. Доходов от реализации товаров или услуг, другими словами от стоимости активов. Эти значения устанавливает налоговый кодекс с периодичностью в 5 лет;
  3. Процента государственной собственности и зарубежных инвесторов (для обоих типов предприятий не более 25%).

На сегодняшнее время, деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным Законом 209 – ФЗ «О развитии мелкого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Следует обратить внимание на ещё одну важную деталь, которую нельзя обойти стороной: субъекты мелкого и среднего предпринимательства. Согласно ст.4 п.1 Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующим условиям:

  • Хозяйственные общества;
  • Хозяйствующие партнёрства;
  • Производственные кооперативы;
  • Сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • Крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • Индивидуальные предприниматели.

Далее, узнав всех субъектов предпринимательской деятельности, мы можем точно узнать, какие проблемы они могут понести. Предприниматели условно делят свои проблемы на следующие группы:

  1. Организационные – связаны с юридическим оформлением и регистрацией.
  2. Материально-технические – нехватка производственных помещений, низкая квалификация персонала и т.д.
  3. Финансовые – проблема формирования стартового капитала, легализация капитала для регистрации предприятия.

Проанализировав всю информацию, данные разграничения являются условными и носят причинно-следственный характер. Основные же проблемы, с которыми встречается каждый предприниматель, следует рассмотреть более подробно.

Первой и самой существенной проблемой является недостаток финансовых ресурсов, причём не только собственных, но и заёмных. Оценки экспертов говорят нам, что лишь малая часть, около 30%, имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена; в части микрокредитов  (т.е. сумм до 300тыс. р.)  –  10%. Очень тяжело получить кредит начинающему предпринимателю. Большая часть предпринимателей не пользуются заёмными и кредитными средствами из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Следовательно, добавочной причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием небольших предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одни и те же для больших и малых ссуд. Однако, нужно отметить, что банки, накапливая опыт работы в данной сфере, идут по дороге упрощения процедур кредитования, смягчения условий. В частности можно отнести процентные ставки, сроки погашения кредитов, комиссий.

Следующим  фактором, вызывающим серьёзные возмущения со стороны предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности, это носит название административных барьеров. Существует значительное число проверок предприятий со стороны органов надзора и контроля, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований во всевозможных инстанциях. В устранении административных барьеров, в бизнес-областях, кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и получения новых рабочих мест, т.к. исследования и практический опыт свидетельствуют о наличии прямой зависимости между состоянием бизнес-среды и созданием новых рабочих мест.  Следовательно это ведёт к мысли, что, чем меньше в стране препятствий в процедуре создания компаний, получении лицензий, регистрации прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние рынки, тем комфортнее чувствует себя бизнес, а это означает создание новых, эффективных рабочих мест.

Одной из важных проблем бизнеса предприниматели всё так же отмечают уровень налогообложения. При этом с введением упрощённой системы налогового режима уплаты единого налога на вменённый налог (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес окончательно сократилась. Таким образов, многие индивидуальные предприниматели перешли на указанные специальные режимы налогообложения. Разумеется, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки, но в ближайшее время налоговые послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного порога доходов, позволяющего применять упрощённую систему налогообложения, не предусматриваются.

Затронув налоговые послабления, можно поподробнее рассмотреть систему льгот для малого и среднего бизнеса на 2015 год:

  • торговый сбор (платеж в казну, который должен осуществлять торговец из расчета торговой площади, на которой осуществляется торговля);
  • налог на недвижимое имущество (перечисляется в казну по результатам 2015 года и представляет собой уплату процента от кадастровой стоимости коммерческой недвижимости, которая находится в собственности предпринимателя);
  • пересчет взносов в государственные страховые фонды (в связи с повышением минимального размера оплаты труда увеличились взносы в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования).

Одной из самых актуальных проблем является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует огромный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений. Именно этот фактор во многом сдерживает развитие предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно работающие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности.

Завершающей проблемой нашего списка является низкая квалификация персонала. Предприятия достаточно часто испытывают недостаток квалифицированного персонала. В условиях конкуренции лучших специалистов получают компании с наибольшим бюджетом, т.к. могут предложить более высокий уровень зарплаты и социальный пакет. Все предприятия работают в постоянно изменяющейся информационной среде, и руководителю необходимо всегда отслеживать изменения в своей сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого необходимо повышать квалификацию не только свою, но и своих сотрудников. Это актуальная проблема для каждого предприятия, и решить её можно путём проведения семинаров, круглых столов, тренингов, дистанционного обучения, оказания консультаций.

  • Одна из задач государства – формирование позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности
  • Системное применение рычагов управления повышает эффективность государственной поддержки бизнеса

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор – стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Данную политику, проводимую государством, можно рассмотреть на примере Сингапура. Сингапур – один из крупнейших мировых портов, который по грузообороту занимает второе место в мире. Сингапур – третий по величине (после Хьюстона и Роттердама) мировой центр по нефтепереработке и четвертый мировой производитель полупроводников. ВВП Сингапура на душу населения составляет более 26 тысяч долларов. В Азии по этому показателю страна уступает лишь Японии, а в мире занимает 16-е место, обогнав такие государства, как Испания и Италия. А еще Сингапур – крупнейший в Азии финансовый центр, по многим параметрам не уступающий Гонконгу и Токио.

В Сингапуре насчитывается около 140 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Это – 92% всех предприятий страны. На них приходится около 35% добавленной стоимости выпускаемой продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме того, 7% прироста занятости в год также обеспечивает малый и средний бизнес. Неудивительно, что государство всячески поддерживает развитие этого сектора экономики.

Малое и среднее предпринимательство в Сингапуре входят в одну группу. При этом главным критерием является количество занятых на предприятии рабочих, которое не должно превышать двухсот. Данную группу делится на две категории. Первая категория занимается организацией и развитием ресторанного, гостиничного, туристического, строительного и других сервисов. Малое предпринимательство в Сингапуре подчиняется жестким стандартам по обслуживанию туристов и обустройству помещений. Поэтому Сингапур ежегодно посещает не менее 6 млн. туристов.

Вторая категория субъектов малого предпринимательства занята в сфере производства и применения инновационных разработок. Экономика Сингапура направлена на сотрудничество между предприятиями и объединение их в специальные союзы. Это делается для эффективного распределения труда и для достижения лучшего результата при внедрении новых технологий и производству новой продукции.

Такое развитие малого предпринимательства было бы невозможно без поддержки государства. Правительство Сингапура заинтересовано в содействии развития малого и среднего предпринимательства с целью их конкурентоспособности на международном рынке. Поддержкой малого предпринимательства в Сингапуре занимается специально созданное агентство «Spring», которое занимается разработкой и реализацией различных программ содействия малому предпринимательству. Работа агентства включает следующие направления:

– развитие предпринимательских способностей субъектов малого предпринимательства;

– предоставление консалтинговых, бухгалтерских и консультационных услуг предпринимателям;

– оказание помощи предприятиям, касающейся специфики их работы;

– контроль качества предоставляемых услуг и производимых товаров;

– совершенствование структуры малого предпринимательства;

– подготовка кадров для управления малым предпринимательством.

В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий. Для малых предприятий, численность рабочих на которых составляет не более 10 человек, создаются специальные льготные условия получения кредита. Вообще, банковская система кредитования в Сингапуре имеет поддержку и контролируется со стороны государства, постоянно снижая ставки по кредитованию.

Правительство Сингапура финансирует в большой степени обучение и повышение квалификации кадров, которые заняты в сфере малого предпринимательства. Для этого функционируют государственные и некоторые частные учебные заведения.

Подойдя к завершению, мы можем точно сказать, что данный список не является исчерпывающем, повторюсь, мы привели лишь основные проблемы в предпринимательском ремесле и закрыли наиболее значимые пробелы в знаниях. Пути решения мы обсудили сразу после проблемы, и следует сказать, что на сегодняшний день ведутся массовые дискуссии по поводу разрешения проблем и улучшении работы предприятий.

Статья из сборника материалов конференции.
Этот сборник и остальные, вы можете найти в нашем архиве.